АДМИНИСТРАЦИЯ РОССОШИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
АЛТАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

История

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА РОССОШИ

Эта информация взята из книги комитета администрации Алтайского края по культуре и туризму «По дважды Алтайской земле» Составители А.Н.Романов и С.В. Харламов. Когда 5 февраля 1812 года крестьяне деревни Усть – Ануйская дали подписку жителям их деревни Михаилу Осокину, Степану Бедарёву, Алексею Казанцеву, Анисиму Зубцову, Фёдору Еремееву, Гавриле Осокину, а крестьяне деревни Тырышкиной – Матвею Тырышкину с семейством о согласии на их переселение на избранное место у «Поперешной Россоши», обосновывая это значительным числом дворов в их деревне и в связи с этими трудностями в пашенных землях и сенокосах. Отпустили всего 26 душ мужского пола с условием, что числится они будут «по книгам и в сборе податей» по старым местам жительства. Переселявшиеся крестьяне успели к этому времени уже получить согласие (письменный вид) командования военной линии. Для Галины Николаевны Пьянковой, в девичестве Осокиной эти строки подтверждение того факта, что её предки стояли у истоков образования села Россоши. Линия Галины Николаевны Осокиной могла потянуться, как от Михаила Осокина, так и от Гаврилы Осокина. Достоверных подтверждений точной линии нет. У кого – то из этих двух Осокиных, Михаила или Гаврила был сын Степан. У Степана Осокина было много детей. Имена шестерых из них Галина Николаевна помнит точно. Это Павел, Евстегней, Яков, Фёдор, Егор, Степан – все они Степановичи Осокины. Павел Степанович Осокин, старший сын, родился в 1864 году. Относился к старообрядцам – «кержакам». У Павла Степановича Осокина было две жены. От первой жены у него были дети – Матвей, Анастасия, Екатерина. У второй жены Марии была дочь Ксения. И их общие дети – Степан и Иван. Галина Николаевна Осокина ведёт летопись своих предков по воспоминаниям своей бабушки Полтевой Анны Ильиничны. Татьяна Ивановна Полтева – прабабушка Галины Николаевны родилась в 1881 г. Её муж Полтев Илья. Их совместная дочь Анна Ильинична Полтева и есть бабушка Галины Николаевны. 7 Вспоминая свою жизнь, она рассказывала: «Когда заселяли село, строили дома, в основном избы. Избы стояли далеко друг от друга, в основном вдоль реки, ближе к воде. На горе «Ягодная», «Караульная» росли лиственницы и вот из них то и стоили жильё. Анна Ильинична Полтева в малолетстве была отдана в няньки, в зажиточную семью. Фамилию этих хозяев она не помнила и всегда называла её «тётей». Эта большая семья жила на заимке под горой «Мохнатой». Заимка располагалась со стороны дороги между селами Советское и Алтайское. По рассказам Анны Ильиничны Полтевой, «тётя» была строгая, но добрая и хорошо заботилась о ней. Строго соблюдая посты, она не разрешала облизывать ложку с кашей на молоке, которую Анна Ильинична Полтева варила для малыша. А если случалось, что она пробовала кашу на вкус, то «тётя» заставляла полоскать рот после каши. В 14 лет Анну Ильиничну Полтеву сосватали за Осокина Матвея Павловича, старшего сына от первого брака Павла Степановича Осокина. Осокин Матвей Павлович и Осокина Анна Ильинична (в девичестве Полтева) Замуж её забирали из семьи, где она была нянькой. «Тётя» собрала ей приданное - парочку ( кофта и юбка), фартучек, платок и «полупольтик» (полупальто), сапоги, ботинки. По тем временам это было богатое приданное. Она бережно хранила «полупольтик», и оно всегда выглядело прилично. Когда подругам было не в чем выйти на свидание, они одалживали этот «полупольтик» у Анны Ильиничны, чтобы выглядеть прилично. 8 Павел Степанович Осокин прожил долгую жизнь. Рождённый во второй половине XIX века в селе Россоши служил в царской армии 25 лет. Имел три «Георгиевских креста». К историческим событиям 1914 года Павлу Степановичу было 50 лет. А к началу Второй Мировой войны в 1941 году ему уже было 77 лет. Детей было много. Всех надо одеть, обуть и Павел Степанович держал большое хозяйство. Об этом периоде жизни Павла Степановича подробнее будет рассказано в главе «Первые колхозы в селе Россоши). Павел Степанович Осокин на Алтайской земле оставил память о себе. Кроме большого хозяйства он занимался пчеловодством и жил с пчёлами в логу в селе Кузнецовка. Этот лог и по сей день называют лог Осокина, так и говорят «Вот там, в Осокино». Умер Павел Степанович Осокин в возрасте 94 года в селе Россоши в 1958 году. У старшего сына Павла Степановича Осокина - Матвея было пять детей - Николай, Мария, Нина, Александр и приёмная дочь Нина, это дочь Ивана Павловича Осокина. Отец Галины Николаевны Осокиной Николай Матвеевич Осокин. Вот так мы смогли проследить только одну из семейных ветвей, которая уходит в далёкий 1812 год.

ПОЧЕМУ СЕЛО НАЗЫВАЕТСЯ РОССОШИ?

Выше, указанные 26 душ, среди которых и были Осокины, были отпущены на место у «Поперешной Россоши». Почему же село Россоши, а не село «Поперечное» или «Поперешное»? Первоначально была версия, что название села Россоши произошло от того что, переселенцами могли быть люди из города Россошь, Воронежской области. И хотя прабабушка Галины Николаевны Осокиной Полтева Татьяна всегда подчеркивала «мы россейские», но фактом о том, что это были переселенцы из города Россошь Воронежской области опровергается, тем что из выше упомянутой книги «По дважды Алтайской земле», где говорится об Осокиных сказано, что они почти все были из деревни Усть – Ануйское и когда они переселялись, это место уже называлось у «Поперешной Россоши». 9 «Поперешной» - это название, конечно же, исходит от реки Поперечки, а вот Россоши остаётся неизвестным. Бытует информация, что в этом месте первоначально жили «староверы». «СТАРОВЕРЫ», КТО ОНИ? Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древнего церковного предания. Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи. По предложению князя Потемкина Екатерина ((1762 – 1796г.г. годы правления) подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. 10 Семья Агафьи Лыковой является историческим свидетелем событий происходящих в России. Отсюда напрашивается вывод, что информация о заселении «Поперешной Россоши» «староверами» имеют все основания их подлинности. Предполагается, что село Россоши носит своё название от старовера, поселившегося в этих местах по фамилии Россошанский. Это, примерно, также, как «Осокин лог». Вполне возможно, что он именно переселился из районов Воронежской области, где находится город Россошь. Россошь - город, районный центр Воронежской области. Возник в первой половине XVIII в. Название Россошь – «рассоха, развилка реки». Город находится в месте, где река Черная Калитва принимает приток, а при движении вверх по течению здесь создается впечатление раздвоения русла, образования «рассохи». В селе Россоши нет раздвоения русла. Здесь слияние рек. Для Алтайского региона не характерна фамилия Россошанский, а вот для Воронежской области она может быть как раз приемлема. Возможно это даже и не фамилия. Фамилии могли быть и другие, а вот прибытие староверов из города Россошь Воронежской области могли определить название «Поперешной Россоши». Рядом с селом Россоши находятся сёла Нижняя Каменка, Старая Белокуриха. Основой названия этих сёл являются речки: Каменка, Белокуриха. А в основе села Россоши стоит не река. Остаётся предполагать, что название села Россоши произошло от староверов, корнями связанных с городом Россошь Воронежской области. Это рассуждения о происхождении названия села Россоши. Других версий не прослеживается. Галина Васильевна Каменева рассказывает о предках своего мужа - Каменева Степана Андреевича, 1928 года рождения. Его отец Каменев Андрей Максимович с 1892 года рождения, Каменева Аграфена Николаевна с 1891 года рождения, прапрадедушка Каменев Пимон, дедушка Каменев Максим, сюда на Алтай были высланы в начале ХIХ века. Прапрадедушке Пимону было 14 лет, когда их выслали в Сибирь из Воронежской области. Выслали их из Воронежской области за то, что они, доведённые беспределом барина, где они работали, и где держали их в нужде, голоде, издевательстве, сожгли сад барина. 11 Когда они ехали на лошадях, им понравилось место, где они остановились. Широкая степь, река, лес. Ныне это село Россоши. Они стали обрабатывать землю по левую сторону от реки Топучая, около горы Ягодная. Там есть лог, который носит название прапрадеда мужа «Пимонов лог». У отца мужа было три брата и три сестры. Клюев Александр Иванович об истории своей семьи. Прадед, Клюева Александра Ивановича, Пётр Клюев пришёл из «Россеи» (так говорили в старые времена) после отмены крепостного права 1863 года. Это была вторая «волна» заселения Алтая. В это время в селе Россоши жили Зубцовы, Бедарёвы, Осокины и другие семьи. По дороге до Алтая у Петра Клюева умирает отец. И он появился в Алтайской губернии с четырьмя сёстрами. Сёстры жили в «няньках», потом вышли замуж. Пётр батрачил в селе Тырышкино. Работал хорошо. Из села Россоши в семью, где батрачил Пётр, приехал родственник. Он подбирал для своей дочери жениха. И тот посоветовал в женихи своего работника Петра Клюева. Так Клюевы и появились в селе Россоши. Тесть и тёща хорошо относились к Петру. А вот мать тёщи была против их женитьбы. Она была больна и убила их первого ребёнка, прокляла свою внучку. Жена Петра Клюева умерла во время вторых родов. Пётр женился второй раз. И у него было пятеро детей: Дмитрий, Василий, Матрёна, Анна, Анастасия. Жили они всей большой семьёй. Это было время Столыпинских реформ.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике